"Меньше — значит достаточно: об архитектуре и аскетизме” — новая работа итальянского теоретика архитектуры Пьер-Витторио Аурели, выпущенная издательством Strelka Press.
Это 50-страничное эссе, почти манифест: манифест минимализма, понимаемого не как элемент респектабельного буржуазного интерьера, но подразумевающего полумонашеское отношение к жизни, впрочем, без религиозной составляющей. Аурели наделяет этот аскетический минимализм силой сопротивления действительности – а значит, сопротивления власти современного капитализма. Автор видит в аскетизме потенциал для изменений в противовес навязанной культуре безостановочного потребления – как материальных объектов, так и потоков информации. В области архитектуры культура потребления нашла отражение в стремлении тратить все большие средства на знаковые, «иконические» объекты, в результате чего даже образовался специальный подвид архитекторов – «стархитектор» (starchitect = star + architect). «Стархитекторы» успешно реализовывали фантазии заказчиков, пока не грянул кризис 2008 года – поворотный момент, отмечающий переход от безудержных архитектурных «кренделей» в сторону этического подхода к делу. Отныне скромность и вынужденная изобретательность – черта времени.
Подтверждает наблюдения Аурели относительно скромности и важности этической составляющей недавнее вручение Притцкеровской премии. В этом году премию получил Шигеру Бан, известный добровольной работой для обездоленных в регионах, пострадавших от стихийных бедствий. Присуждение премии сопровождалось формулировкой «за инновационный дизайн и гуманитарную деятельность», что вызвало неоднозначную реакцию в архитектурной среде. Так, интересен отзыв на это событие представителя группировки «стархитекторов», партнера Захи Хадид по бюро Патрика Шумахера. На своей страничке в Facebook он задаетсяследующим вопросом: "Означает ли это, что желающий заполучить Притцкер – или Нобелевскую премию в области физики – должен отныне включать благотворительную работу в свою деятельность?" И далее: «Боюсь, в случае, если произойдет сдвиг к политкорректности, такие иконоборцы-инноваторы, как Вольф Прикс и Питер Айзенман, потеряют шанс на признание». Симптоматично, что для Шумахера деятельность, направленная на общее благополучие, определяется как политкорректность, то есть нечто вынужденное. Выходит, иконоборцы должны избегать гуманитарной деятельности, в противном случае у них не останется времени (и средств) на иконоборчество. В целом, опасения Патрика понятны, поскольку напрямую связаны с коммерческими интересами «звезд»: если отныне всех амбициозных архитекторов заставят быть социально ответственными, что же произойдет со «стархитектурными» бюро? По всей видимости, ничего хорошего.
Фото © Strelka Institute
|
Это 50-страничное эссе, почти манифест: манифест минимализма, понимаемого не как элемент респектабельного буржуазного интерьера, но подразумевающего полумонашеское отношение к жизни, впрочем, без религиозной составляющей. Аурели наделяет этот аскетический минимализм силой сопротивления действительности – а значит, сопротивления власти современного капитализма. Автор видит в аскетизме потенциал для изменений в противовес навязанной культуре безостановочного потребления – как материальных объектов, так и потоков информации. В области архитектуры культура потребления нашла отражение в стремлении тратить все большие средства на знаковые, «иконические» объекты, в результате чего даже образовался специальный подвид архитекторов – «стархитектор» (starchitect = star + architect). «Стархитекторы» успешно реализовывали фантазии заказчиков, пока не грянул кризис 2008 года – поворотный момент, отмечающий переход от безудержных архитектурных «кренделей» в сторону этического подхода к делу. Отныне скромность и вынужденная изобретательность – черта времени.
Шигеру Бан © Thomas Gogny / Le Moniteur |
Подтверждает наблюдения Аурели относительно скромности и важности этической составляющей недавнее вручение Притцкеровской премии. В этом году премию получил Шигеру Бан, известный добровольной работой для обездоленных в регионах, пострадавших от стихийных бедствий. Присуждение премии сопровождалось формулировкой «за инновационный дизайн и гуманитарную деятельность», что вызвало неоднозначную реакцию в архитектурной среде. Так, интересен отзыв на это событие представителя группировки «стархитекторов», партнера Захи Хадид по бюро Патрика Шумахера. На своей страничке в Facebook он задаетсяследующим вопросом: "Означает ли это, что желающий заполучить Притцкер – или Нобелевскую премию в области физики – должен отныне включать благотворительную работу в свою деятельность?" И далее: «Боюсь, в случае, если произойдет сдвиг к политкорректности, такие иконоборцы-инноваторы, как Вольф Прикс и Питер Айзенман, потеряют шанс на признание». Симптоматично, что для Шумахера деятельность, направленная на общее благополучие, определяется как политкорректность, то есть нечто вынужденное. Выходит, иконоборцы должны избегать гуманитарной деятельности, в противном случае у них не останется времени (и средств) на иконоборчество. В целом, опасения Патрика понятны, поскольку напрямую связаны с коммерческими интересами «звезд»: если отныне всех амбициозных архитекторов заставят быть социально ответственными, что же произойдет со «стархитектурными» бюро? По всей видимости, ничего хорошего.
Занимая подобную позицию, архитектор расписывается в том, что не может создать ничего ценного в рамках новой посткризисной парадигмы. Да и ценности его не совсем ясны. Инновации без социального аспекта – всего лишь механизм выкачивания денег из потребителя. Иконоборцы-инноваторы испугались социальной составляющей – можно ли их в этом винить? Или же виновата система, с которой архитекторы давно смирились и более-менее успешно сосуществуют, а страх социального – следствие сложившегося статус-кво, которое готовы менять далеко не все?
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий