Соты вызывают самые приятные ассоциации с солнцем, летом, сладким медом и хорошим настроением. Гексагональный узор из сот все чаще появляется в оформлении интерьеров и предметном дизайне, а дизайнеры и архитекторы продолжают все активнее использовать эко-материалы и природные мотивы в качестве главного образца для подражания.
Вот уже несколько лет подряд этот тренд, словно мед в сотах, вызревал в отдельных дизайнерских работах, чтобы теперь заявить о себе во всех громогласной шестиугольной красе.
Пчелиные соты можно встретить в новых коллекциях отделочных материалов, принтах на тканях и обоях, в дизайнерских работах и аксессуарах: на сумках, обуви, чехлах для техники и пр.
Форма шестиугольника переносится на предметы мебели, где форма соты представлена из различных материалов, текстур и цветов.
Пчелиные соты называют наиболее совершенными постройками насекомых: соты строятся с двух сторон, и способ «крепления» каждой из ячеек не предусматривает каких-либо зазоров и нестыковок во всех трёх измерениях.
Поэтому на строительство одной ячейки уходит минимум воска — на постройку одной ячейки пчёлы тратят около 13 мг, на весь сот уходит 140—150 г этого природного строительного материала. Геометрическая природа соты превращает ее в идеальное средство для любых архитектурных и дизайнерских интерпретаций.
Согласно историческим исследованиям, первый рамочный улей был изобретен в начале ХІХ века. А вот рамочная конструкция, близкая к современной, была запатентована в США Лоренцом Лангстротом в 1851 году. Его конструкция рамок в улье, извлекающихся сверху, стала наиболее распространённой в мире.
Шестиугольник (гексагон) — наиболее экономичная и эффективная фигура для строительства сот. Благодаря его интересной геометрии, узор и сама форма каждого блока могут легко трансформироваться.
Конечно же, как элемент орнамента, гексагон имеет очень древнюю историю использования в декоре. Теперь же шестиугольник продолжает свое шествие в новом качестве, соблазняя своей простой, устойчивой и в то же время игривой формой многих творцов дизайна.
Этот геометрический мотив можно найти в предметах мебели, коврах и любых других элементах декора. Например, форма сот превращаются в книжные полки, зонирующие перегородки, ширмы и стеллажи, которые удивляют своей функциональностью.
С такой формой легко работать: она без проблем поддается вытягиванию или сгибанию, поэтому сотовые ячейки становятся «оболочкой» для светильников, пуфиков, столиков, ваз.
Также шестиугольные орнаменты часто используют для яркого узора веселых подушек, покрывал, посуды, светильников.
Возможности органических гексагональных структур давно и по достоинству оценены в архитектуре. Разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты является характерным элементом традиционной арабской и персидской архитектуры. Сотовый свод известен здесь под названием мукарны или мукарнасы (от исп. muqarnas, араб. مقرنص). В эпоху глобализации современные жилые многоквартирники тоже похожи на соты — но не по форме, а по сути: компактные однотипные постройки, вмещающие множество снующих существ.
Однако стандартные составляющие этих «ульев» делает непохожими один на другой именно внутренняя отделка, и вот тут возможности ячеистой структуры поистине неиссякаемы! Обои, настенные панели, напольная плитка или паркет и даже ячеистый потолок — при всей своей узнаваемости, ячеистый узор в интерьере визуально не «давит» и может выглядеть очень по-разному в зависимости от контекста и исполнения (к примеру, цветовой гаммы).
Приведем примеры воплощения сотообразной формы и ее дальнейшей трансформации в нескольких конкретных проектах.
Индийская студия Rajiv Saini & Associates в своем новом проекте дома в Хайдарабаде предложила интересный вариант стеллажа-разделителя комнаты в виде сот. Конструкция очень легкая и воздушная, разделяет пространство и в то же время пропускает свет.
Специальная коллекция от братьев Хаас (The Haas Brothers) для Versace Home продемонстрировала «пчелиную тематику» в золоте. А как известно, если какой-либо мотив воплощается в таком материале, — то это дорогого стоит.
К наследованию гексагональной формы в разработке предметов мебели дизайнеров часто подталкивает аналогия между хранением вещей и меда в сотах, которые являются постройками для хранения запасов корма, выращивания потомства и в целом являются гнездом большой пчелиной семьи.
К примеру, функциональный стол от дизайнеров Анны и Марека Лоренса ( William Yeoward ) узор из шестиугольников — ажурное декоративное дополнение, отражающее чистоту природных форм. А самодельная подвесная полка от Джоша и Сары Родес — очень логичное использование этой удобнейшей формы при создании мебели, которая всегда будет напоминать о собственном труде на благо семьи и родного дома. Кстати, тут можно найти инструкцию по изготовлению такой полки в домашних условиях (на английском языке, зато в картинках).
Архитектурная лаборатория LAVA разработала дизайн демонстрационного зала Фонда современного искусства Шермана (Сидней, Австралия). Ячейки центрального стенда в форме сот оборудованы энергосберегающей системой освещения и предназначены для хранения каталогов и печатных изданий галереи.
Интересно, что о пчелиных творениях в дизайне могут напомнить зачастую совсем нестандартные материалы и фактуры, созвучные им самой своей природой. Так, при создании коллекции светильников Nest и вазы Blackhoney известный дизайнер Арик Леви использовал ячеистый упаковочный материал, очень похожий на пчелиные соты.
Мода на печворк делает пчелино-летнюю тематику широчайшим полем для творческих экспериментов. Ведь шестиугольный узор — один из базовых в лоскутном шитье, да и в целом очень распространен в любом из видов рукоделия.
Тонко чувствующие тенденции мастера своего дела уже давно взяли его на вооружение. Как, например, Патриция Уркиола в дизайне ткани обивки мебельной коллекции «Hosu». Ну, чем не источник сладкой неги в гостиной своего дома или клубной лаунж-зоне?
Структуру строения пчелиных сот использовали для оформления кафе-бутика Lucien Pellat-Finet в Японии, трансформировав шестиугольную форму, но сохранив ячеистую суть.
И напоследок — пример того, каким видится архитекторам пчелиное жилище, о котором так много было сказано выше. Команда студентов архитектурного факультета из университета Буффало реализовала проект многоярусного улья для колонии пчел — Elevator B. Семиметровая башня расположилась в районе заброшенных элеваторов и стала новым домом для медоносных пчел, которые раньше селились в старом офисном здании.
Улей-небоскреб облицован шестиугольными стальными панелями с перфорацией для мягкой фильтрации света. Ящики с сотами легко извлекаются из башни, благодаря чему пчеловоды могут безопасно и с удобством выполнять свою работу. Проект Elevator B стал победителем университетского конкурса, учрежденного городским департаментом для создания современного жилья для пчел.
Текст: ИнфУзория, специально для Д.Журнала©
Источник: http://djournal.com.ua/
Комментариев нет:
Отправить комментарий