Рожденный в 1951 неподалеку от Валенсии, Испания, Сантьяго Калатрава является не только одним из самых известных архитекторов мира, но также инженером и художником. Свою известность он приобрел, прежде всего, работая над проектами мостов и архитектурных конструкций, выглядящих так, будто они поднялись со страниц его альбома для зарисовок.
Каждый раз, когда Калатрава создает новое общественное здание, оно достаточно быстро становится достопримечательностью и обычно приносит ему международное признание. Гуманист в душе, он черпает свое вдохновение в природе и желании создать лучшее завтра для обычных людей. Часто футуристичные в своем внешнем виде, его здания основываются на модернистских принципах архитектуры (триада материалов: сталь, стекло и бетон), в тоже время предлагая формы и механизмы подсмотренные у органического источника. Архитектурный язык Калатравы также легко узнаваем; он представлен четкими геометрическими линиями, отточенными, создающими движение и тотальное равновесие. В глазах смотрящего, такая лексика должна создать чувство вознесения, наряду с духовностью, которая воплощает идеалы оптимизма и надежды.
“Натуральные формы созданных мной конструкций придают им оптимизма.»
С начала своей карьеры Сантьяго создал более 30 мостов, а также несколько аэропортов и железнодорожных вокзалов. Он повлиял и на город, в котором теперь живет, предложив проект 80 South Street Tower — конструкции, состоящей из 10 кубов, смещенных относительно друг друга и поддерживаемыми лесами. Недавно, он также создал проект транспортного узла для Ground Zero (2008-2014). Сантьяго Калатрава -единственный архитектор, чьи работы выставлялись в двух особо значимых музеях Нью-Йорка: музее современного искусства и музее искусств метрополитен (Museum of Modern Art и Metropolitan Museum of Art).
И раз уж нашему журналу выпал шанс побеседовать с тем самым профессионалом, что придает новую форму нашему городу, мы старались сфокусироваться на идее баланса и равновесия — чем-то, что Калатрава изображает снова и снова в своих творениях. Как уже говорилось, встречались мы у него дома.
Сам человеческий облик будто диктует вход в дом; его дверные ручки выполнены ввиде обнаженного тела — женское на одной стороне и мужское на другом. Архитектор отметил, что всегда очаровывался анатомией человеческого тела. После лестничного пролета и ряда прозрачных дверей, мы столкнулись с серией архитектурных моделей на опорах, выстроенных в линию вдоль стены. Эти миниатюрные конструкции были сделаны из основных геометрических форм, приводимых в равновесии изобретательным устройством поддержки. Формы - куба, конуса и сферы — были центральными мотивами и в рисунках Калатравы и в дизайне его ранних зданий.
Галерея занимает весь второй этаж, который был построен вокруг центральной лестницы. Это расположение формирует путь, приглашающий посетителя прогуливаться через коридоры в округлой манере, производя впечатление ритуальной процессии. Белые деревянные полы и большие окна озаряют пространство со светом. Атмосфера кажется задумчивой и вдохновляющей, будто храм, посвященный архитектуре.
“Первые конструкции, которые я создал, были вдохновлены наблюдением за человеком и анатомией животных [...] первые здания, которые я создал в Соединенных Штатах, были созданы под влиянием природы и растений, возможно потому, что природа там такая величественная!”
Вдоль стен весят картины маслом, акварели, и рисунки от руки, размещенные рядом с керамическими сосудами, все созданные самим Калатравой. Искусству рисования Сантьяго начел обучаться еще в детстве.
“Мои отношения с искусством начались очень рано; я начал посещать классы рисунка в школе искусств, когда мне еще небыло 8-ми.”
После окончания средней школы Калатрава поехал в Париж, чтобы учиться в l’École des Beaux Arts. Но вскоре после прибытия из-за студенческого восстания в мае 1968 школу закрыли и Сантьяго был вынужден возвратиться в родной город.
Там его возросший интерес к математическому началу вещей направил Сантьяго в архитектурную школу Escuela Tecnica Superior de Arquitectura. После окончания обучения , он отправился в Швейцарию чтобы там учиться инженерному делу в технологическом институте Цюриха. Тем не менее, после стольких лет обучения, рисование все же осталось главной и очень важной частью его профессиональной деятельности. Его архитектурные эксперименты начались только после того как он целиком закончил свое обучение.
“Я всегда интересовался математикой, потому и выбрал архитектуру. Она казалась мне той самой золотой серединой, ведь я всегда продолжал рисовать.”
Сегодня, работы выставленные в галерее являются примером гуманистического подхода Калатравы в архитектуре. Они все берут свое начало в наблюдениях за человеком и окружающей средой; там можно увидеть и серию небольших акварелей обнаженной женской натуры, и огромные холсты с лесными пейзажами, и работы изображающие животных и птиц. Во время нашего интервью, Сантьяго обозначил отношения между его архитектурным конструкциями и органическим миром. Гуманизм для Калатравы является немного большим, чем просто интересом к изучению среды обитания человека - это абсолютно реальная идейная убежденность. Будучи ребенком 60х, этот художник всегда поддерживал гуманистические взгляды и идеалы в отношении человеческих свобод.
“Наше отношение к природе и ландшафту претерпело огромнейшие изменения с 19-го века. Мы больше не романтичные герои Каспара Фридриха, наблюдающие возвышенную и безграничную силу природы. Со временем мы приручали природу, учились управлять ей, изменяли ландшафт и сегодня, мы наконец-то поняли что Земля это наша стареющая мать, которой забота и внимание жизненно необходимы. ”
После окончания Второй Мировой Войны — говорит Калатрава — утилитарное строительство и индустриализация «загрязнили» самые прекрасные пейзажи. Обеспокоенные хрупкостью планеты, дизайны Калатравы пытаются придать новое значение гражданским конструкциям. Это стремление очевидно по видам проектов которые он берет. 90 процентов выполненных им работ — это много используемые общественные конструкции, такие как мосты и вокзалы.
Калатрава выражает глубокое желание помочь обществу. Он надеется, что помимо своего главного предназначения, его творения также смогут передать чувство человеческого сознания и достоинства.
“В каком-то смысле я чувствую себя Матиссом, делящимся с миром теме же идеалистическими взглядами на вещи. В своих работах я ищу способ сделать жизни людей проще и удобнее, в тоже время предлагая им любоваться чем-то изящным и красивым. Я надеюсь, в контрасте с каждодневной жизнью, восприятие прекрасного позволит им воспарить над серой повседневностью.”
Неравнодушный к архитектурному наследию, оставленному многими цивилизациями на протяжении веков, но всегда смотрящий в будущее, Калатрава в своих работах пытается примирить прошлое и будущее через ощущение движения к лучшему будущему. Он также отмечает, что архитектура — это веками сложившаяся форма искусства, учитывая тот факт, что даже древние цивилизации возводили невероятные конструкции для работы, жизни и отдыха.
“Архитектура придала мне чувство гордости человечеством. Я понял, что люди всегда искали пути усовершенствования архитектурного окружения. Но баланс между усовершенствованием и защитой (природы) очень деликатен. Я всегда стараюсь узнать местную флору и фауну и уважать ее в своих проектах. ”
“Мы должны соединить урбанистический ландшафт с природой, и мосты для этого отличное средство. Они раскинуты через реки, это вносит определенный баланс в современный город.”
Несмотря на то, что инженерия является корнем всех дизайнов Сантьяго Калатравы, именно креативное видение, любовь к природе и человечеству ведут и вдохновляют его на создание впечатляющих, неограниченных временем и утилитарной задачей архитектурных шедевров.
Источник: http://myarchi.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий