Страницы

понедельник, 2 июня 2014 г.

Слава Балбек: «Архитектор должен создавать идеальную среду обитания, созвучную со стилем человека»



Задача архитектора – понять человека, чтобы потом вести с ним дискуссию и понимать, что ему можно предложить. У человека, который всю жизнь ездит на Mercedes и решает какие-то свои вопросы с братками – свой определенный стиль. У студента, который потихоньку строит собственный маленький бизнес – тоже свой. И архитектор должен создать для них идеальную среду обитания, которая будет созвучна с этим стилем. Потому что переучить человека, который тридцать лет к чему-то шел, очень сложно.

Есть ряд архитекторов, которые считают, что если идея хороша, то она должна нравиться всем. Это категорически не так. 

Если мы создаем для другого человека какое-то пространство,

 мы должны понимать, кто этот человек и зачем мы это делаем.


Перед началом работы мы всегда выводим клиента на дискуссию. Он приходит, говорит, что за проект, после чего мы вручаем ему специальный опросный лист. Примерно 60% вопросов вызывают у клиентов недоумение – они не понимают, зачем на них отвечать. Например, мы просим назвать три слова, связанных с их рестораном, если это проект заведения. И пусть это не будет связано с едой, но сразу понимаешь, что он об этом думает. Или еще, про жилье – готовит ли хозяйка, есть ли в доме курящие, сколько детей в семье.

Когда возникают спорные вопросы, нужно понять – хотите вы за это бороться или нет. К примеру, самая бесполезная вещь в интерьере – это тюль. Он непрактичен, через него все видно, он пылится и на самом-то деле просто уродлив. Но клиент говорит: «На шторах обязательно должна быть тюль». Если вы просто скажете «нет», то он будет упорствовать. Если вы заявите, что это не красиво, то он ответит: «красиво». Нужно выходить на какой-то диалог и постоянно спрашивать, для чего это, а потом объяснять, что этих же целей можно добиться нормальными методами, без тюля.


Главный вопрос архитектора – это «для чего?». Для чего человеку этот интерьер. Чтобы казаться лучше или богаче? Чтобы чувствовать себя свободнее? Чтобы найти друга? Или наоборот, чтобы потерять и почувствовать себя более уединенно? «Для чего» – это очень важный вопрос.

Есть такой тип клиента – «я не знаю, чего хочу». Обычно это неопытные молодые люди или просто робкие в силу характера. Тут можно навязывать свои идеи, забывая о практичности. Многие проектировщики думают так: «О, здесь я сделаю цельное стекло, дети будут биться лбами, но зато я сфотографирую и для портфолио это будет хорошо». У архитекторов должна быть совесть.

Когда человек позволяет делать тебе все, что ты хочешь, ты не делаешь ничего. Однажды мы делали квартиру для очень приятных львовян, это был всего второй наш проект. Мы очень старались. И после первой презентации у них был только один вопрос: «А можно вот эту тумбочку сделать справа от стола, а не слева?» В общем, мы делали вообще все, что хотели. И в определенный момент наша инициативность пропала. Зачастую получается так, что ты делаешь хорошие проекты тем людям, которые тебя прессуют.

Расставаться с клиентами хорошо – очень важно. Потом они либо сами к вам возвращаются, либо посредством своих друзей. Мне один знакомый немец как-то сказал, что никогда нельзя отказываться от работы. По его словам, каждый клиент, которому ты отказал – это минус пять клиентов в будущем.

Очень важно отвлекаться от работы. 

Иначе ты будешь широко известен в узких кругах,

 но у тебя будет не кругозор, а точка зрения.

Для меня проект мечты – это что-то такое, что повысило бы мою самооценку. Преодолеть какой-нибудь внутренний страх, сделать сумасшедший дом с невозможными консолями, от которых отказались все другие архитекторы, а я решился – и дом при этом не упал. В целом объект мечты – это чтобы было максимум риска, и чтобы занимался им только я.

Есть такая Гильдия дизайнеров мира, они регулярно проводят конкурсы. И раз в пятилетку устраивают какой-то особенно глобальный – на 95 мастерских из 32 стран. И наш интерьер на последнем конкурсе занял второе место в категории «Жилье». Я тогда страшно радовался и потирал руки, что у нас теперь будет такой аргумент: предлагаешь клиенту, что эта стена должна быть желтой. Он тебе отвечает, что это фигня, тут ты ему и говоришь: «А Гильдия дизайнеров мира с вами не согласна!» Правда, ни разу мы пока этим не воспользовались.

Что касается отпуска, 

то какой-то известный архитектор однажды сказал: 

если ты умеешь строить дома, то зачем тебе валяться на пляже?

Практикующие архитекторы знают, что из этого очень тяжело сделать бизнес. Если ты успешно строишь бизнес, то ты уже не архитектор, просто потому что у тебя другие цели и задачи – наварить, получить откат. У нас ценники бывают очень разные – от нуля для друзей и до бесконечности. И мне кажется, что когда ты бесплатно делаешь от души, результат обычно получается гораздо лучше, чем за большие деньги.
Источник: http://platfor.ma/

Комментариев нет:

Отправить комментарий