Проект-победитель конкурса на новое здание музея Современного искусства при ГЦСИ, бюро Heneghan Peng Architects, 2013
История со строительством в Москве нового музея современного искусства больше напоминает мыльную оперу, чем стандартную скучную историю о концепции, финансировании и конкурсах. Идея о том, что ГЦСИ нужны новые площади, витала в воздухе с самого создания этой институции. Нынешнее здание на Зоологической улице, реконструированное из бывшей фабрики архитектором Михаилом Хазановым, перестало удовлетворять амбициям его руководства примерно сразу же после открытия. С тех пор, вот уже почти 10 лет, идут разговоры о расширении московского отделения ГЦСИ.
Нынешнее здание ГЦСИ.
В практическую плоскость они перешли в 2009 году, когда было объявлено о выделении существенной суммы на создания музея при Центре. На этот момент уже существовал эскизный проект, созданный Хазановым еще во время первой реконструкции. Это была неоконструктивистская башня высотой около 100 метров с "вывернутыми" стеклянными фасадами и массивными консолями, выступающими из основного объема. Этот проект и был принят за основу, хотя некоторые детали по требованию контролирующих структур пришлось изменить: так, высоту уменьшили вдвое, а от конструктивно сложных и дорогих консолей отказались вовсе. Здание превратилось в композицию из неправильных стеклянных многогранников, заключенную в металлическую обрешетку и пересеченную по диагонали объемами эскалаторов.
Первая версия музея современного искусства в составе государственного центра современного искусства на Зоологической улице. ПТАМ Хазанова. М. Хазанов, М. Миндлин, А. Нагавицын.
Было сделано несколько вариантов объемно-пластического решения, в целом не слишком отклоняющихся от уже описанного. Казалось бы, можно выдохнуть и приниматься за строительство – но тут в дело вмешался градостроительный совет, указавший на то, что новый крупный музей окончательно превратит и без того загруженную Зоологическую в бесконечную пробку. Тогда весь проект перенесли на Бауманскую, на место рухнувшего рынка.
На этом история не закончилась. Новыми действующими лицами стали представители рабочей группы по современному искусству Общественного совета при Министерстве культуры РФ, в которую, в числе прочих, входят директор "Гаража" Антон Белов и учредитель института "Стрелка" Александр Мамут. На одном из заседаний они подняли закономерный, но почему-то неожиданный для руководства ГЦСИ вопрос: "Почему такой дорогой государственный проект реализуется без конкурса?"
Версия 2012 г. Музей современного искусства в составе государственного центра современного искусства на Зоологической улице. ПТАМ Хазанова. М. Хазанов, М. Миндлин, А. Нагавицын.
Кроме того, внезапно выяснилось, что проект, созданный бюро Хазанова совместно с директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным и согласованный во всех инстанциях, имеет довольно сомнительные эстетические качества. Стройка на Бауманской была отменена – вместо этого власти Москвы выделили площадку на Ходынском поле и объявили международный конкурс под патронатом "Стрелки", который, собственно, и выиграли Ши-Фу Пен и Ройшн Хенеган.
Наклонная входная терраса открывает вид на парк и создает новое открытое для публики интерактивное пространство, где сталкиваются искусство и повседневная жизнь.
Их проект с самого начала был фаворитом, как с точки зрения оригинальности решения, так и реализуемости. Пен и Хенеган предложили организовать музейное пространство по вертикали, разбив здание на 16 этажей, 7 из которых – собственно галереи, 2 – хранилище, на остальных разместятся офисы, технические помещения, кассы, резиденции художников и кафе. Общая площадь здания, исходя из техзадания, составит 46,5 тысяч м².
Этажи сгруппированы в блоки, смещенные по горизонтали. Торцы блоков застеклены, что позволяет визуально расширить пространство и вплести окружающий пейзаж в интерьер. Этому способствует и решение внутреннего пространства: лаконичное, открытое и нейтральное. Используемой будет и кровля здания: часть предполагается озеленить, часть использовать как выставочное пространство. Вокруг здания архитекторы предлагают разбить парк, важной частью которого станут взлетно-посадочные полосы, оставшиеся от старого аэродрома имени Фрунзе.
Вертикальный архив. Эскалатор перевозит посетителей от входа на первом этаже прямо к пространству галерей наверху, которые возвышаются сквозь слои архива как археологические прослойки истории.
Ирландские архитекторы предусмотрели, кажется, все требования попечительского совета ГЦСИ к проекту. Все вопросы, которые тормозят стройку, относятся к концепции музея в целом. Где взять средства на строительство сверх сметы (Heneghan Peng уже совершенно точно в нее не вписываются)? Чем институция с фондом около 4000 произведений искусства и 20-ю сотрудниками заполнит почти 47 тысяч квадратных метров? На что закупать коллекцию, которая превратит пустое здание в музей мирового уровня? Будут ли внесены упрощения в процессе реализации, и насколько масштабные?
Ответов нет даже сейчас, после выбора победителя архитектурного конкурса. На одном из заседаний экспертного совета Михаил Миндлин пообещал, что все комментарии экспертов будут учтены в процессе разработки концепции. Если это действительно произойдет, в Москве может появиться музей действительно мирового класса.
Серия расположенных друг над другом обзорных и выставочных балконов создает смотровую вышку с видом на парк и ориентировочный пункт в самом парке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий