Архитектор Павел Алешин
Казалось бы — редкий случай в истории советской архитектуры — здание создается не столько по заказу государства, сколько строится для себя и себе подобных. Дом для людей.
Любопытный факт. В страшном 1937-м на первом Всесоюзном съезде советских архитекторов, когда слово «конструктивист» могло стать приговором для архитектора, именно тогда этот дом упоминается в одном из докладов как превосходный образец жилищной архитектуры.Пожалуй, ни об одном сооружении мастера (действительный член Академии Архитектуры УССР, член Президиума и вице-президент Академии Архитектуры УССР — Павел Федотович Алешин) не писали так много, как о доме врача. О нем есть даже статья в Британской энциклопедии.
В этом месте сложилась неблагоприятная градостроительная ситуация — пересечение улиц под острым углом, зажатая существующими строениями площадка. Архитектор принял, ювелирное решение — угол оформляется озелененным парадным двором.
Он замыкается вогнутой циркульной кривой главного фасада и дополняется по обеим сторонам полукруглыми выступающими частями здания. Таким образом, живописно реализуется стремление разнообразить строчную застройку улиц Большой Житомирской и Стрелецкой.
Придерживаясь конструктивистских взглядов, зодчий решает объемно-пространственную композицию с помощью достаточно лаконичных средств. Но как артистично сыграно на нюансах — лапидарные формы лоджий, балконов и эркеров создают изысканный геометрический орнамент, подчеркнутый игрой света и тени. Этому же живописному эффекту призвано служить и применение кирпича двух цветов — красного и желтого.
Но дело не только, и даже не столько в запоминающемся внешнем облике дома. Функционально, это настоящая «машина для жизни», по меткому выражению Ле Корбюзье. В доме были предусмотрены такие помещения как клуб, библиотека, прачечная, крытая галерея для прогулок , и даже такая экзотика, как солярий на плоской кровле (кстати, первой в городе).Но наибольший интерес представляют сами квартиры, где все сделано для комфортной жизни. Зайдем в одну из них, а именно в ту, в которой более 30 лет прожил мастер.
Первое, что бросается в глаза — это четко выполненное разделение рабочей и жилой зоны квартиры.
С парадной лестницы вы попадаете в просторный холл и далее — вас либо принимают в расположенном в просторном и освещенном со всех сторон кабинете, либо (если вы тут не первый раз и пришли посмотреть редкое издание о Лувре) вы проходите в библиотеку, где по всему периметру, от пола до потолка, стоят встроенные в стену (!) книжные стеллажи.Столовая
В центре — огромный обеденный стол, сделанный по проекту мэтра, который при необходимости может увеличиться почти в два раза. Если гостей собралось больше, чем помещение может вместить, предусмотрена раздвижная перегородка, и две комнаты превращаются в течение одной минуты в одну.
Тут же рядом находится камин, сделанный по эскизам архитектора.
Для хозяйки этот дом — просто клад. Холодный шкаф, который в те годы заменял холодильник, множество подсобных помещений (в том числе и гардеробная). Нет ничего лишнего, использован каждый квадратный сантиметр площади. В целом, с точки зрения эргономики, дом совершенен.
Рассказывают, что когда Алешин после окончания строительства проектировал интерьеры квартиры, он, выбрав место для, скажем, кровати, мысленно ложился на нее, протягивал руку и говорил рабочим, указывая на точку на стене: «Здесь будем делать выключатель».
Даже дверные ручки в квартирах удобно лежат в ладони.В здании прекрасно уживаются аскетичность внешних форм и классическое совершенство интерьеров, функциональность деталей и их безукоризненное с художественной точки зрения выполнение.
К слову, в дни советских праздников по Большой Житомирской шли в сторону Крещатика колонны демонстрантов. И многие вспоминают, как студенты Алешина, проходя мимо его дома, дружно кричали: «Да здравствует академик архитектуры Павел Федотович Алешин!». Старый зодчий выходил на балкон и невозмутимо приветствовал шествие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий