Страницы

пятница, 11 октября 2013 г.

Царство мира во ста водах...


Царство мира во ста водах...

Бунтарь архитектуры — Фридрих Штовассер

Настоящее имя Фриденсрайха (в пер. «сідрство мира») Хундертвассера (в пер.»сто вод») — Фридрих Штовас­сер (Friedrich Stowasser). Человек мира ходил в разных носках. Терпеть не мог угли и прямім линии, хотя к кри- волинейной и непрерывной линии питал трепетные чувства. Обожал разные окна и сказки братьев Гримм. А чего стоили его обнаженные декламации манифестов... Что ж, странности у художника-архтектора было хоть отбавляй. Но вот что именно нас заинтересовало, так это его философия в отношении природы. Штовассер хотел построить идеальный дом — оазис для людей и природы в городе.


 ИСТОРИЯ

Кто ему все это «привил»? Родился он в 1928 в Вене, в детстве учился в школе Монтес- сори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе. Хундертвассер учился в Академии изящных искусств в Вене, где испытал влияние художников-зкспрессионистов Уолтера Кампманна и Згона Шиле, много путешествовал, и всего один день проучился в школе изящньїх ис­кусств Парижа. Позже основал универсальную академию всех творческих областей под назва- нием «Пинторариум». В любви был несчастлив, два раза же- нился, браки продлились год и пять лет. А после семидесяти  лет Фриденсрайх стал везде появляться в сопровождении молодых девушек. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гам­бурге перформанс с непре­рывной линией. Пока зрите­ли толпились в помещении, ожидая представления, Хун­дертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал ве­сти свою линию, выбрав точ­ку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Вазон Врох и Харальд Шульт, непрерывно рисовали линию на стенах — сначала черным, потом крас­ным, при свете свечей, когда власти отключили электриче­ство. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить за­думанное и добраться до точ­ки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое за­вершение. В знак протеста ху­дожник отказался от должно­сти доцента в Высшей школе искусства на Lerchnfeld и по­кинул Гамбург.






АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Этот венский Гауди предложил делать дома по подобию при­роды. Каждая квартира име­ет свой цвет на фасаде дома: они обозначены красным, си­ним, желтым и белым цвета­ми, в то время как помещения общего пользования — серым цветом. На все плоские части здания была насыпана зем­ля и высажены деревья и тра­ва. Хундертвассер считал, что у природы нет прямых линий и углов, поэтому все выложенные плитками полы в доме неровные, чем-то напо­минающие лесные дорожки и горные тропы. Неровно по­крашенные стены напомина­ют морские волны. Все углы: подоконники, дверные кося­ки, оконные проемы — закру­глены. Он говорил, что «Дома состоят не из стен — это ил­люзия, — а из окон». Хундерт­вассер твердо доказывал свою теорию на практике — строя дома из окон. В соответствии с экологическими принципа­ми, Хундертвассер использовал для строительства толь­ко кирпич и дерево. Он также считал главным в доме 
окно. Всего он использовал 13 типов окон. Вывел «теорию диктату­ры окон и их права на самоо­пределение», что каждое окно имеет право «на свою лич­ную жизнь». Если в доме все окна одинаковые, то это, с его точки зрения, похоже на «кон­центрационный лагерь». (Ведь мы родом из детства: практически все его родственники-евреи, включая бабушку и тётю, были отправлены в концлагерь и там были убиты нацистами.) Человек, живущий в квартире, должен иметь возможность вы­глянуть из окна и в пределах досягаемости покрасить стены своего дом снаружи яркими цветами, чтобы выразить этим свою индивидуальность, — вот мнение Фридриха.




ОБОГРЕВАЕМСЯ МУСОРОМ

Здание завода по переработ­ке отходов в Шпиттелау (1988- 1992) с большой трубой, по­крытой синей керамической плиткой, увенчанной позоло­ченным куполом — луковицей спроектировано Хундертвассером. Завод, сжигая городской мусор (250000т ежегодно), вы­рабатывает тепловую энергию, которая идет на обогрев 107000 венских домов.


НАСЛЕДИЕ

Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечива­ющую до этого ровную и то­скливую поверхность. Он так­же насаживал на дома золотые или голубьте купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой про­ект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера за­нимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и тра­ве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное обще­ство наносит природе.

Его Идеальный Дом — это без­опасная уютная пора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Но­вой Зеландии он построил та­кой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны. Любимое живое существо Хундертвассе­ра — улитка с домиком на спине.

Последние годы жизни Хун- дертвассер провёл в Новой Зе­ландии, где в числе его шедевров числится общественный туалет.

Здание «Лесная Спираль» в Дармштадте — последнее, которое удалось создать архитек­тору, так как он умер в 2000 году, как раз на пути из Австралии в Германию, спеша осмотреть только что оконченную строй­ку. У этого уникального дома — 105 квартир и более 10оо окон. Ни одно из окон не похоже па другое, по и более того — че­рез многие из них тоже растут деревья. Если забраться на спи­ральную крышу, то па ней мож­но обнаружить кафе и бар.

В соответствии с его послед­ней волей, похоронен в своем поместье в Новой Зеландии, в гармонии с природой, в Саду Счастливых Мертвецов, под тюльпанным  деревом.


В соответствии с его последней волей, похоронен в своем поместье в Новой Зеландии, в гар­монии с природой, в саду счастливых мертвецов, под тюльпанным деревом. «Я прикры­ваю глаза так же, как когда я рисую в воображении свои картины, и я вижу дома цвета dunkelbunt: вместо уродливого кремового цвета и зеленые луга на всех крышах вместо бе­тона. Я с нетерпением жду, чтобы самому стать перегноем, быть похороненным нагим, без гроба под деревом на моей земле в ао теа роа».

Фриденсрайх Хундертвассер, 1979

Истосник: http://cargocollective.com


Комментариев нет:

Отправить комментарий