Царство мира во ста водах...
Бунтарь архитектуры — Фридрих Штовассер
Настоящее имя Фриденсрайха (в пер. «сідрство мира»)
Хундертвассера (в пер.»сто вод») — Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser). Человек мира ходил в разных носках. Терпеть не мог угли и
прямім линии, хотя к кри- волинейной и непрерывной линии питал трепетные
чувства. Обожал разные окна и сказки братьев Гримм. А
чего стоили его обнаженные декламации манифестов... Что ж,
странности у художника-архтектора было хоть отбавляй. Но вот что именно нас
заинтересовало, так это его философия в отношении природы. Штовассер хотел построить идеальный дом —
оазис для людей и природы в городе.
ИСТОРИЯ
Кто ему все это «привил»? Родился он в 1928 в Вене, в
детстве учился в школе Монтес- сори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе. Хундертвассер
учился в Академии изящных искусств в
Вене, где испытал влияние
художников-зкспрессионистов Уолтера Кампманна и Згона Шиле, много путешествовал,
и всего один день проучился в школе изящньїх искусств Парижа. Позже основал
универсальную академию всех творческих областей под назва- нием «Пинторариум».
В любви был несчастлив,
два раза же- нился, браки продлились год и пять лет. А после семидесяти лет Фриденсрайх стал везде
появляться в сопровождении молодых девушек. В 1959 году Хундертвассер устроил в
Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в
помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у
них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и
двух ночей он и два его друга, Вазон Врох и Харальд Шульт, непрерывно рисовали
линию на стенах — сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда
власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла
высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и
добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение.
В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе
искусства на Lerchnfeld и покинул
Гамбург.
АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Этот венский Гауди предложил делать дома по подобию природы. Каждая квартира
имеет свой цвет на фасаде дома: они обозначены красным, синим, желтым и белым
цветами, в то время как помещения общего пользования — серым цветом. На все
плоские части здания была насыпана земля и высажены деревья и трава.
Хундертвассер считал, что у природы нет прямых линий и углов, поэтому все
выложенные плитками полы в доме неровные, чем-то напоминающие лесные дорожки и
горные тропы. Неровно покрашенные стены напоминают морские волны. Все углы:
подоконники, дверные косяки, оконные проемы — закруглены. Он говорил, что
«Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон». Хундертвассер твердо
доказывал свою теорию на практике — строя дома из окон. В соответствии с
экологическими принципами, Хундертвассер использовал для строительства только
кирпич и дерево. Он также считал главным в доме
окно. Всего он использовал 13 типов окон. Вывел «теорию диктатуры окон и
их права на самоопределение», что каждое окно имеет право «на свою личную
жизнь». Если в доме все окна одинаковые, то это, с его точки зрения, похоже на
«концентрационный лагерь». (Ведь мы родом из детства: практически все его
родственники-евреи, включая бабушку и тётю, были отправлены в концлагерь и там были убиты
нацистами.) Человек,
живущий в квартире, должен иметь возможность выглянуть из окна и в пределах досягаемости
покрасить стены своего дом снаружи яркими цветами, чтобы выразить этим свою
индивидуальность, — вот мнение Фридриха.
ОБОГРЕВАЕМСЯ МУСОРОМ
Здание завода по переработке отходов в Шпиттелау (1988- 1992) с большой
трубой, покрытой синей керамической плиткой, увенчанной позолоченным куполом
— луковицей
спроектировано Хундертвассером. Завод, сжигая городской мусор (250000т ежегодно), вырабатывает
тепловую энергию, которая идет на обогрев 107000 венских домов.
НАСЛЕДИЕ
Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку:
делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность.
Он также насаживал на дома золотые или голубьте купола-маковки, нарушающие
монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый
известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками»
не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить
деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон,
который индустриальное общество наносит природе.
Его Идеальный Дом — это безопасная уютная пора, которую сверху
покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил
такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую
иногда приходят пощипать бараны. Любимое живое существо Хундертвассера —
улитка с домиком на спине.
Последние годы жизни Хун- дертвассер провёл в Новой Зеландии, где
в числе его шедевров числится общественный туалет.
Здание «Лесная Спираль» в Дармштадте — последнее, которое удалось
создать архитектору, так как он умер в 2000 году, как раз на пути из Австралии
в Германию, спеша осмотреть только что оконченную стройку. У этого уникального
дома — 105 квартир и более 10оо окон. Ни одно из окон не похоже па другое, по и
более того — через многие из них тоже растут деревья. Если забраться на спиральную
крышу, то па ней можно обнаружить кафе и бар.
В соответствии с его последней волей, похоронен в своем поместье
в Новой Зеландии, в гармонии с природой, в Саду Счастливых Мертвецов, под тюльпанным
деревом. ■
В соответствии с его последней волей,
похоронен в своем поместье в Новой Зеландии,
в гармонии с природой, в саду счастливых мертвецов, под тюльпанным деревом. «Я
прикрываю глаза так же, как когда я рисую в воображении свои картины, и я вижу
дома цвета dunkelbunt: вместо уродливого кремового цвета и
зеленые луга на всех крышах вместо бетона. Я с нетерпением жду, чтобы самому
стать перегноем, быть похороненным нагим, без гроба под деревом на моей земле в
ао теа роа».
Фриденсрайх Хундертвассер, 1979
Истосник: http://cargocollective.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий