Portrait by Kathryn Rathke http://www.kathrynrathke.com/
Статья из ПР61 стр.36-40. Автор Павел Зельдович.
Российское высшее образование заканчивает переход на третий стандарт. Цель этого процесса заключается в приведении образовательной практики в соответствие с международными нормами обозначенными в Болонском соглашении 1999 г. Высшее образование должно превратиться в двухступенчатое на деле, а не только по названию (пока что за получением диплома бакалавра почти автоматически следует обучение в магистратуре). При этом через несколько лет практически все места в магистратуре будут платными. Так что те, кто решит продолжать образование, должны будут серьезно задуматься о том, где стоит это делать. Уже сейчас с каждым годом значительно увеличивается число студентов, в разных формах комбинирующих обучение в российских и зарубежных вузах. В связи с этим, ПР начинает серию публика ций о международных архитектурных школах, которые могут представлять интерес для наших читателей.
Когда я узнал о существовании мастерской Хадид (Studio Hadid) в Универститете прикладных искусств (Universitat fur angewandte Kunst) в Вене и возможности поступить туда учиться, то страшно испугался. Испугался, в первую очередь, этой самой возможности. Полететь в Австрию, чтобы продолжать там учиться архитектуре для московского студента, только что ставшего бакалавром, означало примерно то же, что полететь на Марс: порвать со своими планами, предыдущим опытом, а также всеми стереотипами об архитектуре и мире вообще. О Studio Hadid я узнал во время выставки работ ее студентов «Новая городская геометрия» в Музее архитектуры им. Щусева в Москве. Это были проекты, сделанные не пятидесятилетними «суперзвездами-небожителями», а моими ровесниками, которые могли слушать, возможно, ту же музыку или смотреть те же фильмы, что и я. Только сами работы выглядели так, словно выставку привезли с другой планеты. С геометрией обьемов студенты вытворяли такое, на что, как я думал до этого, способна только природа. Создавалось впечатление, будто в город приехал цирк с лучшими иллюзионистами, заставляющими свои трюки принимать за чудеса. Побродив по выставке с изрядно отвисшей челюстью, я познакомился кое с кем из авторов, которых представлял надменными фриками с бегающими глазами и карикатурным австрийским акцентом. После короткого общения стало понятно, что передо мной вполне доступные земные люди, некоторые из них также происходили из стран бывшего соцлагеря и имели вполне традиционное архитектурное образование. А проекты, как стало ясно при ближайшем рассмотрении, были не столько плодами порывов вдохновения,сколько - аккуратного анализа и расчета. Речь идет о наборе навыков, об устойчивой методической системе, с помощью которых студенты Studio Hadid вытворяли все эти сумасшедшие вещи. А любому навыку, как известно, можно научиться.
Зачем поступать? Studio Hadid - одна из студий Института архитектуры (Institute of Architecture, loA) Университета прикладных искусств в Вене. IоА входит в число лучших архитектурных школ мира. Он известен тем, что студенты от первых до последних дней в институте I находятся под руководством одного профессора, а не переходят из группы в группу, как это имеет место в большинстве архитектурных вузов. 1 Сами преподаватели называют Studio Hadid дизайн-лабораторией, расширяющей границы возможного в архитектуре. В то же время созданные в классе разработки часто тем или иным образом используются в проектах и постройках самой Захи Хадид, обычно с промежутком в несколько лет.
У студии Хадид есть генеральное направление или даже идеология - «параметрицизм».
Как следует из Манифеста, написанного первооткрывателем и идеологом этого стиля Патриком Шумахером (архитектор, теоретик и давний партнер Захи Хадид, он же - второй ведущий преподаватель студии), параметрицизм - это следующая ступень в развитии современной архитектуры после модернизма. Постмодернизм и деконструктивизм Шумахер считает лишь переходными этапами.
В основе стиля - постоянное изменение форм, их мутация и плавное растворение друг в друге, размывающее границы между территориями, функциями и объемами. В современной сверхсложной городской среде, с точки зрения Шумахера, можно создавать только непрерывно трансформирующиеся объекты. Единственным архитектором, работающим в стиле параметрической архитектуры, Шумахер считает Заху Хадид (хотя с момента выпуска Манифеста в 2008 г. появилось множество единомышленников).
В основе параметрической архитектуры, название которой говорит само за себя, лежат многоплановые геометрические системы, плавно изменяющиеся до неузнаваемости за счет управления их разными параметрами. Именно так и происходит в органической и неорганической природе. Любая частица этого мира, от нескольких молекул до осколка камня или ствола дерева, суть сложная геометрическая система, постепенные изменения которой имеют сотню закономерностей. «Контролируемая, упорядоченная сложность», - так коротко формулирует Патрик Шумахер.
Кроме приобщения к параметрической архитектуре, есть и другие аргументы для того, чтобы поступить в IоА:
- Обучение в классе Захи Хадид - короткий путь к получению вакансии в ее архитектурном бюро в Лондоне. Большое количество выпускников Захи впоследствии становятся ее же сотрудниками;
- Студия Хадид не единственная архитектурная школа в институте. Там же располагаются студия Грэга Лина и студия Хани Рашида. Каждый педагог и его класс по-своему дополняют картину современной архитектуры, у каждой студии разный вектор и метод работы. К примеру, в студии Грега Линна, в отличие от Studio Hadid, на чрезвычайно высоком уровне прорабатываются чертежи и конструкции. При желании можно перевестись на семестр-другой в любой класс, и проекты будут засчитаны. Студенты работают в одном здании, находятся в постоянном контакте, посещают презентации друг друга, а дипломы любого класса оценивают все преподаватели вместе;
- В институт с лекциями и семинарами регулярно приезжают архитекторы со всего мира.Только за последний семестр здесь выступали Ханс Холляйн, Вини Маас (MVRDV), Питер Кук, Майкл Ротонди, Эрик Оуэн Мосс, Том Мэйн. Это лишь четверть всех имен;
- У института налажена связь, в частности, с несколькими американскими архитектурными школами, где также можно пройти семестр-два и вернуться в Вену.
- Таким образом, пребывание в универститете дает довольно емкую картину современной архитектуры, выходящую далеко за пределы того, что делает лично Заха Хадид.
- Кроме всего прочего, в здании Университета разрешено курить, оставаться на ночь. Здесь стоят автоматы с пивом. Мелочь, но приятно.
Обучение. Один семестр обучения для студента из России стоит около 400 евро. Соответственно - 800 евро в год. Не считая стоимости жизни в Вене.
Основные различия с МАРХИ, как и с любой другой традиционной школой, в том, что Studio Hadid не придерживается обычных требований к подаче и разработке проекта. Планы и разрезы (если они вообще присутствуют) можно назвать чертежами лишь условно, планировки никто не разрабатывает. Если попробовать сделать это, то ассистенты преподавателей покрутят пальцем у виска. Главное в презентациях -рендеры и много-много схем, показывающих, как работает форма и трансформируется геометрия.
Второе отличие - процесс тут во многом важнее результата. Окончательное проектное решение может быть результатом лишь строгого геометрического и компьютерного расчета, но никак не личных вкусовых пристрастий. Это ближе к научным исследованиям, чем к «чистому» творчеству. Нельзя сказать на презентации что-то вроде: «На эту форму меня вдохновили камни, и поэтому мое здание похоже на булыжник, лежащий в воде». Не поймут.
Стоит уточнить, что далеко не все проекты уходят корнями в растительный или животный мир. Предметом вдохновения может стать все, что угодно - от складок мнущейся ткани до векторов движения людей в толпе. Методы поиска и бесконечного анализа -главное в учебном процессе. Сам по себе готовый проект, будь то урбанистика или дизайн автомобиля, - всего лишь предлог для демонстрации данного анализа, поэтому функциональные детали, как сказано выше, и вопросы масштаба часто отодвигаются на второй план. Рабочий процесс на 90 процентов ведется на компьютере. Основные программы - MAYA или 3DМах (MAYA годится лучше), а также
Rhinosceros и Grasshopper. В ходе проекта приходится раздобывать или учиться писать самому скрипты, дополнения к той или иной программе, выполняющие одним кликом ту или иную сложную задачу. Чтобы поступить, желательно знать MAYA хотя бы на базовом уровне.
В обязательном порядке работа происходит в командах по 3-4 человека. Приходится учиться уживаться с людьми и уметь проталкивать свои идеи, даже если на их пути стоит очень упрямый партнер.
Обучение ведется на английском языке, благодаря огромному проценту иностранцев, хотя если знать немецкий, то находиться в студии будет комфортнее.
Со стороны процесс создания проектов выглядит бесконечным сидением перед монитором с периодическим сачкованием в YouTube или Facebook. Атмосфера довольно-таки расслабленная. Посещение не контролируется, а иные проекты вообще рождаются на салфетках в баре.
В студии ежедневно работают несколько ассистентов, которые всегда готовы проконсультировать и направить I в нужное русло. Заха Хадид и Патрик Шумахер посещают в основном ключевые просмей тры и консультации.
В конце семестра устраивается финальная презентация, которой предшествуют коллективные ночные бдения. На презентации Заха Хадид упражняется в сарказме в присутствии приглашенных гостей. Драматургию мероприятия задает традиционная игра Хадид и Шумахера в плохого и хорошего полицейского. Монотонные блеяния студенческой группы периодически прерывает страшный вопрос от Хадид: «Это что?!» На него априори не бывает правильных ответов. Патрик Шумахер вступается, объясняя, какие же студенты, на самом деле, молодцы, надо только всмотреться в работу внимательнее... После компромиссного «Ну, ладно...» и убедительной критики презентация идет дальше. У Захи, к сожалению, есть привычка, когда студент рассказывает что-то, периодически глядеть в мобильный телефон. Смельчаков, готовых ее одернуть, пока не нашлось, включая меня самого.
Диплом и что делать дальше Начиная с 2011 г., в Studio Hadid действует программа Мастер - набираются не новички, а те, у кого уже есть диплом бакалавра, но еще нет диплома специалиста.
Те, кто полностью прошел все этапы архитектурного образования, в студию не принимаются как слишком закоренелый и непластичный материал. С момента поступления до окончания проходит около трех лет. В конце студент получает диплом международной категории Мастер от Венского университета прикладных искусств. Если хочется получить и российский тоже, всегда есть возможность сделать паузу в отечественном вузе прямо после окончания 5-го курса, отучиться в Австрии и, вернувшись, выполнить дипломный проект в России.
Работать в ходе учебы в студии непросто: есть вероятность запороть и то, и другое. Поэтому большинство студентов в ходе семестра не работают. Зато летом найти работу в Вене даже иностранному студенту-архитектору довольно просто: там огромное количество архитектурных бюро, которые трудятся на весь мир. А вот найти работу в Австрии, получив диплом, несколько сложнее. В Австрии действуют законы, ограничивающие трудоустройство иностранцев. Работу надо искать задолго -за несколько месяцев до окончания института.
Поступление Поступить в Studio Hadid в десятки раз легче, чем, например, в МАРХИ. Экзамен ставит в равные условия и опытных, и начинающих. Единственный критерий - креативность и хорошее пространственное мышление.
Экзамены в Studio Hadid проводятся дважды в год: летом и в конце сентября, прямо перед началом занятий. Испытание разделено на два этапа: рассмотрение порт-фолио и, собственно, сами экзамены, которые длятся несколько дней.
Портфолио может оказаться решающим фактором, особенно для студентов из России. Однако то, что ценится у нас или даже в австрийском архитектурном бюро, совершенно не интересует приемную комиссию. Умение педантично и аккуратно чертить планы тут никому не нужно. А вот владение академическим рисунком очень даже приветствуется (в этом у нашего брата преимущество). Но самое главное - иметь развитое концептуальное и аналитическое мышление, а также уметь вольно обращаться с пространством и чувствовать его. Чем смелее формы, чем безумнее и раскованнее геометрия, тем лучше. Предпочтение отдается скорее внешней стороне. Мне лично пришлось целый год перед поступлением перекраивать свое портфолио и придумывать несуществующие в моем послужном списке проекты. Это делают почти все абитуриенты. Портфолио готовится специально под Studio Hadid. Разумеется, надо продемонстрировать навыки зй-моделирова-ния и рендеринга. Только ни в коем случае не надо показывать банальные проекты и картинки коммерческих интерьеров. Все и так знают, что подобные навыки у студента-архитектора с дипломом бакалавра имеются. Идеальный вариант - внимательно изучить в интернете проекты Studio Hadid, постараться поработать в том же направлении, затем красиво все отрендерить и сопроводить неглупыми комментариями. Сработает. Задача - продемонстрировать, что ты находишься «в теме».
Для подготовки вполне достаточно года. Из компьютерных программ нужно заранее выучить MAYA и желательно Grasshopper. Знание Adobe Illustrator, Vray, 3Dmax, Cinema 4d (если они прилагаются к MAYA) приветствуется, но MAYA - решающая. Без нее никак.
Второй этап - собственно экзамены.
Задания меняются каждый год, но принцип остается неизменным - люди с навыками и без ставятся в одинаковые условия, побеждают наиболее неординарные работы, а не умение аккуратно и «правильно» что-то делать. Задачи ставятся на выявление хорошего пространственного мышления и умения рождать интересные идеи.
Экзамены продолжаются около трех дней и включают в себя, как правило, три задания, которые связаны друг с другом.
В качестве примера привожу мои собственные экзамены в 2008 г. Первым заданием было проанализировать известную картину (на выбор), «разглядеть» ее геометрическую основу и нарисовать ее в схемах. Затем на основе рисунка сделать лихую 3D-композицию из бумаги.
На второй день всю группу абитуриентов отправили в Музей прикладных искусств (МАК), расположенный в одном здании с Университетом, - в зал, где выставлены стулья всех стилей и мастей. Нужно было выбрать понравившийся стул и нарисовать аккуратно в схемах, как этот стул мог быть сделан, разложить его на детали, до винтика.
На третий день задали сделать дизайн-обьект (авто бусную остановку) на основе формы понравившегося вчерашнего стула. Модели выполнялись в основном из обычной бумаги.
Экзамены проходят I в большой аудитории, где ассистенты, если что-то непонятно, всегда подскажут и объяснят.
Экзамены проходят I в большой аудитории, где ассистенты, если что-то непонятно, всегда подскажут и объяснят.
Комиссия рассматривает работы абитуриента вместе I с портфолио. Имена тех, кому посчастливилось пройти это препятствие, вывешивают на дверь студии и приглашают пройти собеседование. О чем говорить, естественно, лучше продумать заранее - желательно побольше и пойнтереснее о параметрической архитектуре. Впрочем, если абитуриента уже пригласили, то почти наверняка он будет I учиться в группе. Остальное -формальности.
Павел Зельдович
Fluidity, Springer Verlag GmbH, 2011 - полный каталог работ студентов Studio Hadid за 10 лет;
Patrik Schumacher, The Autopoesis of the Architecture, John Wiley & Sons, 2010 - : книга Патрика Шумахера по теории параметрицизма;
www1.uni-ak.ac.at/architektur/ - интернет-сайт Studio Hadid;
www.dieangewandte.at - сайт Университета прикладных исскуств в Вене.
Секретарь Hadid Studio - Сьюзанна Джон (Susanne John, +431711332310).
Комментариев нет:
Отправить комментарий